ЭРИХ ФРОММ: О РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ НАСИЛИЯ

В любви человек может почувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Любовь помогает человеку проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нем хорошее, положительное, ценное. Это высший синтез смысла существования человека. Только любя, отдавая себя другому и проникая в него, я нахожу себя, я открываю себя, я открываю нас обоих, я открываю человека. Так происходит не столько по причине того, что очень многие профессии не допускают существования установки на любовь, сколько потому, что ориентированное на производство и потребление товаров алчное общество таково, что только редкий нонконформист способен еще как-то от него уворачиваться. Тот, кто серьезно озабочен любовью как единственным рациональным ответом на проблему человеческого существования, должен таким образом прийти к заключению о необходимости важных и радикальных изменений в нашей социальной структуре, если мы хотим, чтобы любовь сделалась общественным, а не предельно индивидуалистическим и маргинальным явлением.

Теория любви Фромма

Это наиболее фундаментальное влечение, это сила, которая заставляет держаться вместе членов человеческого рода, клана, семьи, общества. В соответствии с гуманистическим толкованием любви, любовь коренится в глубинах человеческого бытия и является естественным свойством человека. Причиной любви Фромм называл переживание одиночества и желание его преодолеть посредством переживания единства.

Любовь не сводится к одним эмоциям, чувствам или просто к физиологическим процессам; любовь — это, главным образом, практическая деятельность.

ревность — это крайняя форма эгоистического стремления к обладанию как указывает Фромм, истинная любовь к самому себе противоположна эгоизму. Не случайно говорят, что ревность означает смерть любви, поскольку ни . Из книги Величие и ограниченность теории Фрейда автора Фромм Эрих.

Наиболее нормальной и наименее патологической формой насилия является игровое насилие. Мы находим его там, где оно используется в целях демонстрации своей ловкости, а не в целях разрушения, где оно не мотивировано ненавистью или деструктивностью. Можно привести многочисленные примеры игрового насилия, начиная с военных игрищ примитивных племен и кончая искусством борьбы на мечах в дзен-буддизме.

Конечно, когда мы утверждаем, что при игровом насилии не может иметь места воля к разрушению, то имеем в виду только идеальный тип подобных игрищ. На практике за четко установленными правилами игры зачастую можно обнаружить неосознанную агрессию и деструктивность. Но даже и в этом случае основной мотивацией является то, что человек демонстрирует свою ловкость, а не то, что он хочет что-то разрушить.

Последняя сессия — сертификационная. Гораздо большее практическое значение имеет реактивное насилие. Под ним я понимаю насилие, которое проявляется при защите жизни, свободы, достоинства, а также собственного или чужого имущества.

Эрих Фромм о любви к себе Любовь к себе 1 Хотя никто не возражает против применения понятия любви к различным объектам, широко распространено мнение, что, в то время как любить других — добродетель, любить себя — грех. Эта точка зрения имеет в западном мышлении глубокие корни. Фрейд описывает любовь к себе с точки зрения психиатрии, и тем не менее смысл его суждения тот же, что и у Кальвина. Для него любовь ж себе — это то же,.

Нарциссизм — это самая ранняя стадия человеческого развития, и человек, вернувшийся к этой стадий, позже не способен любить; крайняя степень этого явления — уже душевная болезнь.

Черезмерная ревность, например, она может зайти слишком далеко, но она всё же от любви. Сам ну ОЧ ревнивый, и не знаю даже какого чёрта такой.

Эта книга, как раз напротив, ставит целью показать, что любовь - не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости. Она хочет убедить читателя, что все его попытки любви обречены на неудачу, если он не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации; что удовлетворение в индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины.

В культуре , где эти качества редки, обретение способности любить обречено оставаться редким достижением. Пусть каждый спросит себя, как много действительно любящих людей он встречал. Однако сложность задачи не должна сдерживать стремления познать как эти сложности, так и условия их преодоления. Чтобы избежать искусственных усложнений, я старался изложить проблему на языке столь доступном, сколь это возможно. По той же причине я свел к минимуму ссылки на литературу о любви.

Для некоторых проблем я не нашел удовлетворительного решения, т. Читатель, знакомый с"Бегством от свободы","Человеком для себя" и"Здоровым обществом", найдет в этой книге много идей, высказанных в этих предшествующих работах.

Эрих Фромм. 12 книг - файл Фромм Э_Избранное.

Эта книга, как раз напротив, ставит целью показать, что любовь - не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости. Она хочет убедить читателя, что все его попытки любви обречены на неудачу, если он не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации; что удовлетворение в индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины.

В культуре, где эти качества редки, обретение способности любить обречено оставаться редким достижением. Пусть каждый спросит себя, как много действительно любящих людей он встречал.

Любовь – активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви. Эрих Фромм. Прежде всего, не могу не упомянуть о тех случаях, когда.

Эрих Фромм Уравнение с одним обездоленным! Любовью в полном смысле слова можно считать лишь то, что кажется ее идеальным воплощением, - а именно, - соединение с другим человеком при условии сохранения целостности своего"я". Все остальные формы любовного влечения - незрелы, их можно назвать симбиотической связью, то есть отношениями совместного существования. Симбиотическая связь имеет биологический прообраз в природе - это близость между матерью и зародышем, находящимся в ее утробе.

Это два разных существа, но в то же время и единое целое. Они живут вместе и нуждаются друг в друге. Зародыш - часть матери; мать - его мир, он получает от нее все, что ему нужно для жизни. Жизнь матери также зависима от него. В психическом симбиозе два человека независимы друг от друга, но психологически они неразрывны. Говоря другими словами, это союз одного человека с другим, в котором каждый из них теряет свое личностное содержание и попадает в полную зависимость от другого.

Эрих Фромм - Гуманистический психоанализ

Действительно ли любовь — искусство? Если да, то она требует труда и знаний. В этой книжке мы исходим из первого допущения, в то время как большинство в наши дни, несомненно, принимает второе. Не потому, что эти люди не относятся к любви серьезно. Напротив, они жаждут любви, они смотрят бесчисленное множество фильмов о счастливой и несчастной любви и слушают сотни пошлых любовных песенок — однако вряд ли кто-нибудь из них догадывается, что в любви нужно чему-то еще и учиться.

В основе такой установки лежит, как правило, одно или несколько предубеждений, поддерживающих ее.

Эрих Фромм поэтому любовь, ненависть, амбиции, ревность объяснялись Фрейдом как проявления различных форм сексуального инстинкта. Фрейд.

Теперь я могу отличать разные формы агрессивности, которые прямо или косвенно служат жизни, от злокачественной формы деструктивности - некрофилии, или подлинной любви к мертвому, являющейся противоположностью биофилии - любви к жизни и живому. Здесь я продолжаю исследование в данном направлении, обращая особое внимание на изучение сущности зла и проблемы выбора между добром и злом. Хотя обсуждение не-любви занимает большую часть данной работы, тем не менее в ней говорится и о любви, но в новом, более широком смысле - о любви к жизни.

Не только мой опыт клинициста, но также общественное и политическое развитие последних лет побудили меня к исследованию синдрома распада. Все настоятельнее звучит вопрос, почему, несмотря на всю добрую волю и осознание последствий атомной войны, попытки предотвратить ее так ничтожны по сравнению с величиной опасности и вероятностью ее возникновения. Полным ходом идет гонка атомных вооружений, продолжается"холодная война". Именно тревога побудила меня исследовать феномен безразличия по отношению к жизни во все более механизированном индустриальном мире.

В этом мире человек стал вещью, и - как следствие этого - он со страхом и равнодушием, если не с ненавистью, противостоит жизни. Нынешняя склонность к насилию, проявляющаяся в молодежной преступности и политических убийствах, ставит перед нами задачу сделать первый шаг на пути к переменам. Возникает вопрос, идем ли мы по направлению к новому варварству, даже если дело не дойдет до атомной войны, или возможен ренессанс нашей гуманистической традиции.

Я никогда не соглашался с тем, что меня причисляли к новой"школе" психоанализа, как бы ее ни называли -"культурной школой" или"неофрейдизмом".

Искусство любить

Эрих Фромм Искусство любить Чтение этой книги принесет разочарование тому, кто ожидает доступной инструкции в искусстве любви. Она хочет убедить читателя, что все его попытки любви обречены на неудачу, если он не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации; что удовлетворение в индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины.

В культуре, где эти качества редки, обретение способности любить обречено оставаться редким достижением. Пусть каждый спросит себя, как много действительно любящих людей он встречал.

В то время как Эрих Фромм занимался своим делом, взяв меня с собой в свое .. Это верно не только в отношении ревности, но также любой другой.

Проблематике любви посвящены исследования многих известных психологов, в том числе Э. Особенности этого чувства определяются личностью человека, который любит, а также тем, кто является объектом любви. Любовь, вырастая из природных источников, становится общественно-обусловленным чувством. Этот вид отношений между людьми не предусматривает отношений господства и повелевания одного человека над другим, а беспрекословное подчинение ему чуждо.

Любовь рассматривают в двух плоскостях: Вместе с тем она способна принимать различные формы, разнообразию которых посвящены труды Э. Итак, существует любовь-страсть, любовь-дружба, материнская любовь, братская, любовь человека к себе как ценности и любовь к Богу. Любовь-страсть — это любовь к единственному человеку, имеющая психофизиологическую основу и предполагающая желание всецело слиться с ним. Она эмоциональна, волнующа и интенсивна, выразить ее можно в виде треугольника, сторонами которого являются страсть, интимность и преданность.

Но, увы, страсть обречена на угасание. И при благоприятном стечении обстоятельств превращается в любовь-дружбу, и если чувство было крепким и обоюдным, дружеская любовь укрепляется. Материнская любовь — это любовь защищенного к беззащитному, сильного к слабому, имущего к неимущему. Возникая на инстинктивной основе, она далее укрепляется, расширяется, приобретает новое содержание в процессе воспитания детей, заботы о них.

«Во имя любви» - 62 серия - Сцена ревности